Горячая
линия

+7 (4162) 22-16-52
+7 (4162) 77-07-10

Портал «Социально ориентированные некоммерческие организации Амурской области» создан
в рамках проекта «От практики
к действию» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Задайте свой вопрос

Форма была успешно отправлена.

НКО, внимание: Минюст опубликовал план проверок. Как к ним подготовиться — в нашем материале

Дата размещения:
22 ноября, 2022

Управление министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области опубликовало план проверок НКО на 2023 год. Посмотреть, какие организации Приамурья вошли в список можно — по ссылке.

Как безболезненно пройти проверку?

Для начала разберемся, какие вообще бывают проверки НКО:

  • налоговая
  • прокуратуры
  • Минюста
  • Трудовой инспекции

Еще к НКО могут с некоторой вероятностью прийти Роскомнадзор и органы пожарного надзора.

Один и тот же контролирующий орган приходит с проверкой не чаще, чем раз в три года, за исключением специальных случаев: так, Минюст может проверять НКО, внесенную в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, ежегодно. Внеплановые проверки по количеству не ограничены.

Как подготовиться к проверке

Некоммерческие организации могут заранее узнать, когда у них будет плановая проверка.

Эти ежегодные планы публикуются на официальных сайтах органов контроля. Сводный календарь проверок всех контролирующих органов можно найти на ресурсе Генеральной прокуратуры по ИНН организации.

По действующим законам есть две поисковые системы проверок:

  • по 294-ФЗ, регулирующему проверки Минюста, здесь;
  • по 248-ФЗ, регулирующему проверки трудовой инспекции, Роскомнадзора и других ведомств, здесь.

Не стоит забывать, что даже если организации нет в плане проверок на текущий год, к ней могут прийти с внеплановой проверкой. Внеплановые проверки может проводить как Минюст, так и другие ведомства. Подробнее о внеплановых проверках можно почитать в материале «Правовой команды».

Также перед проверкой НКО необходимо посмотреть нормативные правовые акты, которые регламентируют полномочия проверяющего органа. Эту информацию можно найти в открытом доступе на сайтах соответствующих органов.

Вместе с уведомлением о проверке НКО получает копию приказа о ее проведении: его тоже необходимо тщательно изучить, так как он содержит перечень документов, которые организация должна предоставить для проверки.

В распоряжении (приказе) должны быть указаны (на что обязательно нужно обратить внимание):

  • реквизиты органа, принявшего решение о проведении проверки, и подпись руководителя данного органа;
  • даты начала и окончания проверки, общая продолжительность проверки;
  • предмет проверки;
  • перечень документов, которые должны быть представлены для проверки, и сроки их представления;
  • должностные лица органа контроля, уполномоченные на проведение проверки, и привлеченные специалисты из других государственных органов.

Что можно и что нельзя делать, когда пришли с проверкой

НКО должна предоставить только те документы, которые были в приказе о проведении проверки. Передавать другие документы нецелесообразно: это может привести к обнаружению неочевидных нарушений и инициации других проверок.

Документы передаются контролирующему органу в виде копий, заверенных руководителем НКО. Оригиналы документов могут запросить, обосновав предметом проверки или усомнившись в их подлинности.

НКО не должна препятствовать проведению проверки, можно лишь выдворить посторонних людей, не уполномоченных участвовать в этой процедуре.

Если НКО видит, что проверяющие нарушают процедуры или совершают неправомерные действия, это можно фиксировать: записывать замечания и возражения в акт, он же протокол, проверки. Жалобу можно направить в вышестоящие государственные органы.

Для фиксации хода выездной проверки и действий проверяющих можно осуществлять аудио- или видеозапись. При этом нужно помнить, что запись не может осуществлять скрытно, перед началом проверки нужно известить проверяющих о своем намерении вести аудио-, фото- или видеофиксацию.

НКО и ее руководителя могут привлечь к административной ответственности, если:

  • они оказывают любое противодействие проведению проверки;
  • уклоняются от проверки;
  • не исполняют законные требования должностных лиц органов контроля;
  • нарушают сроки предоставления документов и материалов;
  • игнорируют предписания об устранении нарушений, которые вынесли по итогам проверки.

Инструкция: как оспорить внесение организации в реестр НКО-иноагентов

Как поступить, если нашлись нарушения

Контролирующие органы должны составить акт в срок не позже дня окончания проверки. Копию этого акта вместе со всеми приложениями вручают представителю НКО под расписку. Именно в этом документе будут записаны все выявленные нарушения. Некоммерческая организация обязана исправить ошибки, если ей выдали предписание об их устранении. В нем будет срок, в который нужно все исправить — он не должен быть меньше одного месяца.

Если же организация не согласна с тем, что выяснили в ходе проверки, она может обжаловать это решение. Для этого у нее есть 15 дней с момента, когда она получила предписание.

Еще по теме

Путеводитель для НКО: юридические аспекты

Проверки разных органов регулируются двумя разными законами, поэтому порядок их обжалования отличается.

Если НКО получила предписание об устранении нарушений, но не устранила их и не обжаловала, то ее могут привлечь к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ.

Самые распространенные ошибки и нарушения во время проверок

В проверках Минюста, по словам юриста Правовой команды, НКО чаще всего допускают ошибки, связанные с неисполнением требований собственных уставов: не проводят в указанную периодичность собрания органов управления и принимают решения по вопросам, которые относятся к компетенциям других органов управления.

Инструкция: как НКО составить отчет в Минюст без ошибок

Еще часто встречаются нарушения, когда НКО не предоставляет в Минюст отчетность и решения о смене директора организации и адреса ее местонахождения.

У общественных организаций нередко находят нарушения территориального признака их деятельности.

Во время проверок других контролирующих органов — трудовых инспекций, Роскомнадзора, органов пожарного надзора и других — в отличие от проверок Минюста России, нарушения не относятся к специфике деятельности некоммерческих организаций. Например, часто встречаются нарушения требований трудового законодательства, порядка обработки персональных данных, несоблюдение требований пожарной безопасности и так далее.

Полезные материалы по теме