Задайте свой вопрос
Уникальная для России практика: в Приамурье детей с особенностями развития обучают китайскому языку
Уже на протяжении трех месяцев ребята постигают азы Путунхуа – общепринятого китайского языка. Занятия появились благодаря инициативе Каримовой Татьяны, председателя общественной организации «Мир без границ».
Причинами в пользу выбора языка стало не только расположение Благовещенска на границе с Поднебесной, сколько польза. Изучение тонового языка задействует правое полушарие мозга, развивает речевой аппарат, музыкальный слух, память, а кроме того повышает уровень аналитического мышления.
Причинами в пользу выбора языка стало не только расположение Благовещенска на границе с Поднебесной, сколько польза. Изучение тонового языка задействует правое полушарие мозга, развивает речевой аппарат, музыкальный слух, память, а кроме того повышает уровень аналитического мышления.
«Первый тон звучит и не меняется на всем протяжении, как его слышно, возьмем звук ма, – в этот момент дети вместе с мамами поют первый тон. –Молодцы, это очень хорошо для мимики! – подбадривает педагог.
«Второй тон. Слова второго тона произносятся с восходящей интонацией, как будто ты сидел рисовал картинку, а тебя позвали, и ты спрашиваешь «что?». Третий тон, голос спускается вниз с горы, а затем поднимается, пробуем! Теперь четвертый, ударение похоже на русский язык.» – во время урока дети старательно произносят китайские слоги.
«В младшей группе у нас 9, в старшей – 8 детей. У них разные виды инвалидности, но большая часть – задержка развития. Есть ребята с алалией, они не могут распознать, такие звуки, как «р», «л». Изучение китайского поможет им, со временем они начнут произносить нужные звуки.» – рассказала преподаватель китайского Татьяна.
Еще одна особенность языка – произношение многих звуков с придыханием. Человеку нужно сделать вдох, чтобы на выдохе правильно произнести, например, «кху», «пху», «хао». Для лучшего результата педагог проводит дыхательную и артикуляционную гимнастику. Дети и сами не замечают, как начинают говорить «чисто», с правильной интонацией.
Каждый урок проходит в игровой форме: на занятиях присутствуют герои, помогающие ребятам вести диалоги, дети рассматривают яркие картинки, представляют ситуации, о которых говорят, изучают культурные аспекты, например, на последнем уроке говорили про Праздник весны – Китайский Новый год. А еще на занятиях развивают моторику.
«Бывает из–за заболевания ребенок не может показать на руке цифру один, а как показать сразу три, пять пальцев? Мы используем традиционный счет провинции Хэйлунцзян на руке. Этим счетом можно показать до ста чисел, только правильно загибая пальцы, что мы и пытаемся сделать. Это развивает сенсорную моторику, что положительно влияет на развитие речевого аппарата.» – рассказывает Татьяна.
«У нас это уже пятое занятия, мы ходим с самого начала. Толик уже давно интересовался китайским языком с радостью записался и с удовольствием посещает занятия, – рассказывает Светлана, мама одного из учеников, – педагог построил занятия так, что они идут в виде игры, в виде запоминания сразу нескольких фраз, которые можно использовать в общении, еще мы выучили половицы. Толя рассказывает некоторые фразы нам и нашим друзьям.»
Занятия для ребят, кстати, проходят в уютной библиотеке искусств (филиал МБУК «МИБС» Библиотека искусств города Благовещенска».
Досуг детей Амурской общественной организации поддержки лиц с ограниченными возможностями и их семей «Мир без границ» самый разнообразный, кроме занятий по китайскому, ребята играют в баскетбол на легкой атлетике, ходят на кружок танцев, в студию по рисованию.
Точно не даст заскучать «Энерджиквантум» и «Хайтек» в технопарке «Кванториум». Ребята младшего возраста изучают физику: микросхемы, редукторы, транзисторы, собирают схемы. Старшие – работают с различными компьютерными программами. На последнем, например, занимались векторной графикой в CorelDRAW.
А совсем скоро стартует проект организации «Если хочешь– значит сможешь!», поддержанный Фондом президентских грантов, направленный на развитие базовых и профессиональных навыков молодых людей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью, имеющих интеллектуальные нарушения. Следите за обновлениями в телеграм–канале организации @Mir_bez_gra, там много интересного.
Фото: Нехорошева Виктория, Каримова Татьяна.